ФЛЮГЕЛЬГОРН
На рубеже XVIII—XIX столетий семейство медных духовых инструментов пополнилось: к группе горнов прибавился флюгельгорн. О его происхождении можно догадаться по названию. Слово «горн» на немецком языке означает «рог», а «флюгель» переводится как фланг.
История появления
Существует несколько версий происхождения флюгельгорна. Одна из них утверждает, что прародителем инструмента был почтовый рожок. В другой упоминается связь с закругленным охотничьим рогом. Поклонники этой версии ссылаются на интересные факты. В XVIII веке охотой управлял флюгельмейстер, который подавал сигналы в специальный рожок.
Большинство музыкальных историков склоняется к военному происхождению инструмента. Некоторые полагают, что флюгельгорн использовали в качестве сигнального рожка еще в XVIII веке, в период Семилетней войны. Согласно более распространенному мнению, местом появления инструмента была Австрия (1825).
Поскольку слово flugel переводится как «крыло», что на военном языке означает «фланг», исследователи пришли к логичному заключению: сигналы флюгельгорна помогали управлять маневрами пехотных флангов. В XIX веке мастера компании V.F.Cerveny из Чешской республики усовершенствовали инструмент. Изменения в конструкции значительно расширили музыкальные возможности флюгельгорна. В Италии его называют фликорно и включают в состав симфонического оркестра.
Внешний вид и применение
У флюгельгорна есть некоторое сходство с трубой, особенно с ее мундштучной частью. Кто-то при взгляде на инструмент вспоминает о корнет-а-пистоне. Отличительными признаками служат расширенная мензура и 3—4 вентиля.
Духовой инструмент пользуется популярностью у трубачей, исполнителей джаза, любителей свободных импровизаций. Исполнители «Неаполитанской песенки» Чайковского ценят его за неповторимое звучание, более мягкое, чем у корнета. Партии для флюгельгорна писали знаменитые композиторы: Рихард Вагнер («Кольцо нибелунга»), Джоаккино Россини («Сорока-воровка») и другие.
Среди известных зарубежных музыкантов — виртуозов игры на флюгельгорне — можно назвать Дональда Берда и Тома Харрелла. Им не уступают отечественные исполнители из Санкт-Петербурга. Мастерство Кирилла Солдатова и Аркадия Шилклопера давно оценили многочисленные поклонники Российского рогового оркестра.
Тем, кто хочет научиться играть на флюгельгорне, стоит обратить внимание на качественные инструменты надежной фирмы Yamaha.