ИСТОРИЯ БАЛАЛАЙКИ
Возможно, Вы будет удивлены, но и по сей день в музыковедческой среде нет точного ответа на вопрос: «Когда появилась балалайка?». Самая распространенная гипотеза – балалайку изобрели на Руси. Согласно другому предположению – инструмент был позаимствован у проживавших по соседству народностей (предков современных киргизов или татар).
Первое упоминание об инструменте встречается в сохранившихся письменных источниках времен царствования Петра Первого (конец XVII века). В ту пору балалайка, видимо, уже получила широкое распространение среди русских крестьян. На базарах и ярмарках можно было встретить веселивших народ при помощи балалаечной игры скоморохов. Балалайки тех времен значительно различались как по форме, так и по строю, поскольку еще не существовало так называемого единого стандарта для инструмента. Каждый музыкальный мастер изготавливал инструмент на свой вкус и цвет: можно было столкнуться с балалайками круглой, 3-угольной, 4-угольной, трапециевидной формы и даже с различным числом струн – от 2-х до 5-и! Игровые техники и исполняемый репертуар было принято передавать изустно, из поколения в поколение, от старших в семье – младшим.
Огромный личный вклад в популяризацию балалайки внес композитор и основатель первого в отечественной истории оркестра русских национальных инструментов Василий Андреев (1861-1918). Еще будучи ребенком он страстно увлекся народным творчеством, освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал большое число песен и пронес эту неугасающую любовь к русскому фольклору через всю свою жизнь! Летом 1883 г. Андреев впервые увидел балалайку у дворового крестьянина по имени Антип Васильев. Сделанное открытие заинтересовало и взволновало Андреева. Позже он познакомился с гениальным балалаечником из Твери А.С.Паскиным, оказавшим неоценимую помощь молодому Андрееву в овладении приемами игры на инструменте. Также он помогает заказать у тверского столяра Антонова изумительную по своему качеству балалайку. Андреев начинает осваивать новый для себя инструмент и вскоре устраивает для желающих серию пробных любительских выступлений.
Позже Андреев принимает решение усовершенствовать так понравившийся ему музыкальный инструмент и уже в 1886 г. вместе с известным музыкальным мастером В.В.Ивановым он создает уникальную балалайку для концертных выступлений: с корпусом и грифом из редких пород дерева, а также снабженную 5-ю врезными ладами и жильными струнами. Петербургские музыкальные выступления Андреева вызывают живой интерес у столичной публики. Как следствие, растет популярность балалайки.
По чертежам и наброскам Андреева выдающийся конструктор Ф.С.Пасербский воплощает в жизнь великолепную хроматическую балалайку приму и ее многочисленные вариации – пикколо, альт, бас, а также контрабас. Внешне балалайка становится именно такой, какой она всем знакома сегодня: с колковой механикой и знаменитым 3-угольным корпусом. Стали шире употребляться жильные струны, придававшие звуку инструмента приятной мягкости. Появился постоянный строй (позже назван академическим).
В 1887 г. впервые выходит в свет самоучитель балалаечной игры. В роли составителя сборника выступил П.К.Селиверстов, но, безусловно, это уникальное издание вряд ли появилось бы без деятельного участия Андреева, овладевшего к тому моменту поистине виртуозной техникой игры (кстати, в книгу вошло специальное дополнение с песнями, которые исполнял Андреев на своих выступлениях).
В том же году к Андрееву приходит идея собрать кружок почитателей балалайки, а вслед за этим в здании Педагогического музея он открывает классы, в которых начинает преподаваться игра на русских народных инструментах.
20 марта 1888 г. андреевский Кружок производит своим очередным выступлением настоящий фурор в зале одного из столичных обществ. Именно эта дата стала неофициальным днем основания прославленного оркестра народных инструментов под руководством Андреева (позже оркестр начнет путешествовать по другим городам России, а также по Европе, и везде будет иметь грандиозный успех).
Уже к 1889 г. славу «Кружка балалаечников» без всяких преувеличений можно назвать общемировой – особенно после серии выступлений на Всемирной выставке в Париже.
С каждым днем усовершенствованная балалайка все шире входит в отечественный быт и начинает прочно ассоциироваться за границей с Россией. Талантливые мастера создают все новые концертные инструменты высокого качества. Балалаечники-виртуозы, такие, как Андреев и Трояновский, с каждым новым выступлением перед публикой все сильнее влюбляют в балалайку слушательскую аудиторию.
На рубеже XIX и XX веков бурное развитие балалаечного искусства неминуемо выливается в повсеместное создание балалаечных кружков. Вкупе с реконструированными домрой и гуслями все это приводит в конечном итоге к созданию русского народного оркестра.
Если мы буквально вскользь коснемся этимологии слова «балалайка», то неожиданно обнаружим, что происходит оно от общего корня, давшего жизнь таким интересным словам, как «балагурить» и «балаболить», то есть тараторить, болтать, пустозвонить. Обратите внимание, как замечательно доносят глубинную суть балалайки эти забавные и несерьезные слова! Ведь балалайка – тоже очень легкий, шутливый и «бренчливый» инструмент.
На сегодняшний день уникальный инструмент балалайка по праву заслуживает звание одного из основных символов, олицетворяющих собой богатую и многогранную русскую культуру.
Приобретайте балалайки в интернет-магазине Muzmart