КОМПРЕССОР АУДИОСИГНАЛА
Компрессор (от английского «compress» — сжатие, сдавливание) — это аппаратный или программный обработчик звука, уменьшающий (сжимающий) динамический диапазон аудиосигнала. Другими словами, благодаря ему сглаживается разница между наиболее и наименее громкими звуками.
Компрессоры входят в категорию звуковой аппаратуры профессионального класса, в быту привлекаются весьма редко (за исключением Hi-Fi и Hi-End магнитофонов). Аппаратные версии выпускаются на основе ламповой, транзисторной и цифровой конфигурации.
Как работает компрессор и его параметры
Задача устройства заключается в постоянном определении величины входящего сигнала и его ослаблении при превышении установленного порогового значения. Работающий по обратному алгоритму прибор называется экспандером.
У компрессора есть 4 главных настройки:
- значение порогового уровня (порог срабатывания — от английского Threshold). Для выражения значения используются децибелы. Все сигналы, громкость которых превышает заданный порог, будут ослаблены;
- соотношение сигналов (степень сжатия — от английского Ratio). Эта настройка задаёт значение силы ослабления аудиосигнала по формуле «х:1». В ней «1» соответствует уровню превышения выходного аудиосигнала на 1 Дб относительно порогового значения, а «х» — значение превышения входящего звука относительно порога. К примеру, в случае соотношения «2:1» и превышении входящего аудиосигнала на 20 Дб относительно порога на выходе получится усиление 10 Дб;
- время атаки (от английского Attack). Под ним понимается временной интервал, необходимый для выравнивания звукового диапазона. Указывается в миллисекундах. Тонкая настройка этого параметра обеспечивает уникальные звуковые эффекты: к примеру, придаёт чёткости бас-барабану. При времени атаки в 1 мс и соотношении «∞:1» (на практике порядка «30:1»), компрессор работает в режиме «лимитера» (от английского «to limit» — ограничивать), поскольку выходной сигнал тогда становится не выше порогового. Но лимитером может работать далеко не каждый компрессор — лишь модели, где установленный детектор уровня позволяет определять пиковые значения входящего сигнала;
Ряд компрессоров оснащается переключателями «Peak/RMS», что позволяет выбирать режимы детектора: либо выявление пиковых значений, либо выявление среднеквадратичных.
- время спада (восстановления) (от английского Release). Под ним понимается временной промежуток от падения уровня входящего сигнала ниже порога и остановки ослабления звука компрессором. Для выражения единиц также используются миллисекунды.
С целью максимального удобства взаимодействия с оборудованием, производители оснащают компрессоры индикаторами трёх типов: уровнем входа, выхода и ослабления сигнала. Это делает работу устройства более наглядным. Кроме того, буквально все виды компрессоров оснащаются усилительным каскадом, компенсирующим недостаточно сильные сигналы. Что обеспечивает «плотное» и практически одноуровневое звучание на выходе.
Разновидности компрессоров с мгновенным срабатыванием называются АРУ — аббревиатура расшифровывается как автоматический регулятор усиления. Они сглаживают все аудиосигналы до установленного уровня. АРУ оснащаются телефоны и АМ-приемники.
Разновидности компрессоров и их назначение
Компрессоры — это группа применяемого для динамической обработки звука оборудования. Выпускается немало разновидностей аппаратных устройств: основанные на простой и сложной схеме, универсальные и узкоспециализированные, с одним или с несколькими каналами.
К узкоспециализированному оборудованию стоит отнести особый вид гитарных компрессоров с эффектом «сустейна» — они позволяют максимально удлинить время звучания взятой ноты. На практике это не что иное, как компрессор, поначалу ослабляющий входящий сигнал, а впоследствии усиливающий его при затухании, что позволяет почти полностью выровнять его динамику.
Сегодня буквально любая деятельность, предполагающая профессиональную работу со звуком, не представляется без применения компрессоров. Отдельно стоит отметить концертное звукоусиление — процесс, требующий постоянного контроля и регулировки. При «живом» выступлении сложно предсказать, как поведёт себя тот или иной сигнал: начиная от вокала и заканчивая бас-гитарой. К примеру, при активном передвижении по сцене вокалист совершенно случайно убирает или приближает микрофон ко рту, что приводит к постоянному изменению уровня сигнала. Сгладить его может только компрессор.
Также это совершенно незаменимое оборудование для звукозаписывающих студий. Но их студийное использование далеко не повсеместно: только если возникает крайняя необходимость в выравнивании аудиосигнала. Во многом это зависит от мастерства музыкантов и музыкального стиля:
- в рок-музыке без активного применения компрессора никуда;
- в джазе они используются редко и с осторожностью, поскольку для этой музыки важна игра с динамическим диапазоном;
- электронная музыка нередко основывается на компрессии звука. К примеру, узнаваемого всеми звука бас-барабана («trance kick») удалось добиться с помощью компрессии;
- классическая музыка записывается и обрабатывается обычно без компрессоров.
Кроме того, оборудование широко используется в студийном пост-продакшне. В этой сфере пользуются дорогостоящими многополосными моделями, способными разделять входной сигнал, по аналогии с кроссовером, на несколько частот (от 3 и более). Причём с возможностью установки индивидуальных настроек компрессии для каждой частоты. Студийная обработка звука предполагает использование методов прямой и параллельной компрессии. С помощью параллельной обычно обрабатывают вокал и ударные инструменты.
Отдельные модели компрессоров оснащены дополнительными функциями, к примеру — «боковой цепью» (Side-chain). Такие модели оснащены дополнительным аудиовходом, на который подаётся параллельный (боковой), так или иначе взаимосвязанный с основным подаваемым звуком. Тогда центральный сигнал обрабатывается оборудованием с учётом уровня или частот дополнительного (бокового). Нередко компрессоры входят в состав звуковых процессоров в виде динамических блоков обработки.