Труба: Краткий обзор
С давних пор труба закрепила за собой славу незаменимого приспособления для передачи предупреждающих и торжественных сигналов. Ввиду своей популярности, начиная с 17 в. этот инструмент вошел в оркестровый состав. Изобретенное устройство вентилей вскоре подарило трубе полный хроматический звукоряд, и в 19 в. она уже по праву представляла инструментальный авангард классической музыки. Благодаря своему выдающемуся по яркости тембру, труба активно фигурирует в качестве сольного инструмента либо с успехом применяется в инструментальном составе симфонического и духового оркестра, в джазе и некоторых других смежных жанрах.
Общие сведения
о конструкции
Труба изготовляется из таких материалов, как медь, латунь, все реже – из серебра. Еще со времен античной эпохи к нам пришел способ изготовления трубы из цельнометаллического листа.
Что собой представляет труба и каковы ее характерные особенности? По сути дела, это длинная трубка, изгибающаяся из соображений компактности. Ближе к мундштуку можно заметить ее плавное сужение, ближе к раструбу – расширение, на всех других своих участках трубка обладает строгой цилиндрической формой, обеспечивающей инструменту столь характерный и узнаваемый даже непрофессионалами тембр. Технология производства трубы подразумевает достаточно скрупулезный расчет общей протяженности трубки и параметров расширения в области раструба. От точности такого расчета будет зависеть строй трубы.
В основе трубной игры лежит способ произведения гармонических звуков посредством перемены позиции губ и накопленной протяженности воздушного столбика в инструменте. Этого помогает достигать специальное устройство клапанов. Кстати, на трубе их число равняется трем: они могут понижать звук соответственно на половину, целый и полтора тона. Если на два или три клапана нажать одновременно, тем самым мы сможем до трех тонов снизить общий строй трубы.
Современная труба имеет несколько вариаций. Скажем, труба-пикколо интересна тем, что в ее конструкцию включен дополнительный четвертый клапан, позволяющий понизить строй на целых пять полутонов. Другие вариации также имеют свои интересные особенности, о которых мы расскажем ниже.
Трубу принято причислять к правосторонним музыкальным инструментам, то есть в игре участвует правая рука, в то время как левая – исполняет функцию поддержки инструмента в удобном фиксированном положении.
Общие сведения о технике игры
Труба способна демонстрировать великолепные арпеджио, хроматические, диатонические пассажи и прочие музыкальные приемы разной степени сложности. Вопреки сложившимся предубеждениям, дыхание музыканта расходуется на трубе в сравнительно небольшой степени, что позволяет играть мелодии яркие по своему тембру и к тому же повышенной протяженности.
Стаккатные пассажи на трубе подкупают своей незаурядностью и стремительностью. К тому же они выходят очень отчетливыми. Также следует отметить особое очарование вентильных трелей, производимых с помощью трубы.
Несколько слов о сурдине
Сурдина на духовых инструментах, в частности – на трубе, используется в тех случаях, когда требуется кардинально поменять тембр, силу звука, либо достичь какого-то специфического звукового эффекта. Сурдины встречаются разных форм. Что касается классической трубы – здесь в основном нашла применение болванка в форме груши (популярна также болванка в форме гриба). Сурдину вставляют в раструб, тем самым перекрывая основное пространство для прохода воздуха. Оставшееся пространство понуждает инструмент изменить свое звучание, в этом и заключается функция сурдины. Обычно она дает более резкий и гротескный звук (Forte) либо эффект звука на удалении с некоторыми нотками трескучести (Piano). Болванка в форме гриба придаст звучанию нежной и слегка плаксивой мягкости. Трубачи джазового стиля экспериментируют со звуком намного чаще исполнителей других музыкальных направлений и порой при помощи сурдины целенаправленно добиваются специфических эффектов, очень схожих по звучанию с лягушачьим кваканьем или раскатистым звериным рыком.
Многообразие существующих вариаций трубы
Инструмент в строе си-бемоль (in B) отличен тем, что играет тоном ниже, нежели написаны для него ноты, и, наверное, справедливым будет утверждение, что на сегодняшний день это получившая наибольшее распространение разновидность трубы. В западных оркестрах чаще, чем в нашей стране, можно встретить трубу, соответствующую строю до (in C): она не транспонирует, но может похвастать более насыщенным звуком. Согласно современной музыкальной грамоте ноты указываются тоном выше реального звучания для трубы in B и в полной аналогии для трубы in C. Кстати, до внедрения устройства вентилей можно было встретить инструменты практически во всевозможных строях, что объяснялось стремлением облегчить игру в конкретно интересующей музыканта тональности. Со временем рос уровень профессионализма аккомпаниаторов, а вместе с ним совершенствовались конструкционные особенности трубы. Безусловно, это привело в итоге к исчезновению чрезмерного числа вариаций данного музыкального инструмента. Эволюция видоизменила трубку, сделав ее короче и несколько толще. Сегодня музыка любой тональности может быть успешно исполнена на трубе в in B, значительно реже – на трубе в in C.
Также выделяют следующие вариации труб:
- Альтовая труба (in G, in F) рассчитана на произведение звуков, соответствующих низкому регистру. В последние годы встречается все реже, поскольку ее партию может успешно заменить похожий по многим характеристикам флюгельгорн.
- Басовая труба (in B) звучит одной октавой ниже привычной нам трубы, а также одной большой ноной ниже своих нот. Справедливости ради заметим, что она перестала активно применяться еще с середины 20 в., и сегодня нужные музыкальные отрывки, рассчитанные на участие басовой трубы, могут быть исполнены на тромбоне.
- Труба-пикколо (или малая труба) получила свою дорогу в жизнь еще в конце 19 в. и сейчас, более столетия спустя, испытывает новый подъем и повышенное к себе внимание благодаря популярным ассоциациям с архаичной музыкой. Как правило, используется в in B, но без особых проблем может быть перестроена и в строй ля (in A). От привычной трубы отличает наличие четвертого вентиля. Для трубы-пикколо уместно использование мундштука маленького размера, с учетом, что это окажет влияние на тембр. В ряду знаменитых исполнителей на малой трубе можно особо выделить таких замечательных музыкантов, как американец Уинтон Марсалис, француз Морис Андре и швед Хокан Харденбергер, названный печатным изданием «Таймс» величайшим трубачом мира.