ВЫБИРАЕМ БАРАБАННУЮ УСТАНОВКУ: ЧАСТЬ 2
Во второй части статьи, мы рассмотрим:
- Малые барабаны
- Электронные барабаны
- Виды пластиков
- Палочки и щетки
- История маркировок палочек
Малые барабаны
Малому барабану присущ достаточно быстрый звук повышенной четкости. Он легко пробьется сквозь любую «какофонию», сменит ритм и задаст исполняемой композиции желаемые акценты. Свойственное малому барабану звучание воспроизводится посредством специальных металлических струн, прилегающих к нижнему пластику ударного инструмента. Их крепление обеспечивает стрейнер (держатель), размещенный на корпусе. В целях достижения звука Tim Bale (или High Tom) струны могут быть убраны.
Что касается материалов, применяемых при изготовлении малого барабана, то для производства корпуса в основном используют металл или дерево. Для струн подходит сталь, латунь и прочие сплавы, способные обеспечить резкость и яркость звучания. Если вы заинтересованы в смягчении звука вашего инструмента, выбирайте барабан из дерева. Диаметр барабана чаще всего встречается 14-дюймовый, глубина варьируется от 3,5 до 8 дюймов, но возможны и иные вариации.
Многие профессиональные ударники не могут отказать себе в удовольствии иметь разные барабаны – так сказать, на любой непредвиденный случай. Барабаны сопранино, сопрано и пикколо отличаются меньшим диаметром, и их звук выше, чем у стандартного малого барабана. Барабан 6 на 10 дюймов «Popcorn Snare» тоже из числа таких специализированных барабанов, его отличает очень резкое высокое звучание. Вышеупомянутые инструменты очень часто пользуются вниманием музыкантов, работающих в жанрах электронной музыки: драм-н-бэйс, джангл или транс.
Электронные барабаны
Электронная ударная установка привлекает многих музыкантов своими характерными достоинствами. Например, в работе с ней можно использовать наушники, а в процессе студийной записи передачу сигнала можно осуществлять непосредственно на микшер и тем самым облегчить звуковую настройку.
Следующее неоспоримое достоинство электронной установки – возможность воспроизведения звуков большого числа различных барабанов, сохраненных в памяти главного модуля. Кстати, барабанщик акустической установки сможет получить желаемый альтернативный звук посредством специальных триггеров. Это электронные датчики небольшого размера. Прикрепленные к пластику, они осуществляют передачу сигнала во внешний электронный модуль с последующей генерацией звучания.
Для звуковоспроизведения электронная установка потребует наличия аудиосистемы (это не всегда обязательно, если, как вариант, музыкант использует для той же самой цели наушники). Дополнительно потребуются аудиоколонки, которые обеспечат ударнику возможность слышать свое звучание в процессе совместного выступления с группой.
Виды пластиков
Тип применяемого пластика достаточно серьезно влияет на качество звука, воспроизводимого ударной установкой. Пластики делятся на универсальные, с покрытием, а также одно- и 2-слойные. Верхний пластик, «смотрящий на музыканта», называют ударным. Нижний – резонансным. Кстати, в характерном «трескучем» звучании малого барабана кроется заслуга именно нижнего пластика.
В наши дни пластики производятся в основном из прочного синтетического полимера – майлара. Майларовые пластики способны по-настоящему удивить богатейшей гаммой всевозможных цветов. Пластики с покрытием, долгое время занимавшие доминирующие позиции в мире, при этом сложно охарактеризовать как прочные и обладающие громким звуком. Однако многие джазмены десятилетиями сохраняют им верность за утонченность и теплоту звучания. По этой же причине пластики с покрытием лучше подходят для студийной работы, тогда как универсальные – для выступлений в концертных залах.
Одно- и 2-слойные пластики, как мы можем догадаться, имеют различие не только по толщине, но и, конечно, по производимому ими звучанию. Чем толще пластик, тем он лучше сопротивляется образованию дефектов механического свойства, его звучание обладает характерной мощностью и глубиной. Им присуща достаточно яркая атака и быстрое время гашения звука. У 2-слойных пластиков звучание считается более управляемым. Они нередко принимают вид эдакого «сэндвича»: между слоями помещается дополнительный материал, влияющий на фокусировку и создающий эффект приглушенности производимого звука. А вот, например, при наличии между слоями эпоксидного кольца, звучание становится более «мокрым».
Уже многими замечено, что «толстое» звучание 2-слойных пластиков – пристрастие большинства рок-исполнителей, тогда как джазмены традиционно отдают предпочтение натуральному звучанию и быстрому отклику, то есть характеристикам, сопутствующим однослойным пластикам. Однако все же сделаем оговорку, что строгих правил по применению пластиков в зависимости от музыкального стиля нет и быть не может. Все очень условно. Каждый ударник, исходя из тех или иных соображений, волен сам определять, какой пластик ему следует применить.
У малого барабана пластики бывают двух видов: нижний (или резонаторный) и верхний (ударный). Нижний пластик отличается своей повышенной чувствительностью – его основная задача состоит в обеспечении резонанса и поддержании послезвучия. Как уже отмечалось, звук малого барабана создается благодаря передаче нижним пластиком вибраций контактирующим с ним струнам. Что касается верхнего пластика, его ударники зачастую выбирают с покрытием – меньше гашение, натуральнее звук. Если же вы планируете использовать для игры щетки, позаботьтесь о пластике с мелкозернистым покрытием.
В целях уменьшения чрезмерного резонанса и нежелательных побочных звуков от бас-«бочки», опытные барабанщики идут на своеобразные «ухищрения»: размещают на пластике фетровые полосы, проделывают отверстие в ударном пластике и закладывают внутрь барабана подушку (при этом можно поэкспериментировать с размером подушки), либо прибегают к помощи заглушающих пластиков – благо, сегодня в магазинах музыкальных инструментов представлен практически неограниченный выбор данных изделий.
Палочки и щетки
Вероятно, даже самая смелая фантазия не поможет представить нам всевозможные разновидности существующих барабанных палочек. Причем любой уважающий себя музыкант-ударник старается иметь в запасе несколько различных видов палочек, рассчитанных на те или иные стили. Тяжелые палочки чаще всего используют в рок-музыке и ритм-энд-блюзе, так как эти музыкальные стили требуют ярко выраженной силы, а также громкости. Зато легкие палочки находят традиционное применение в фолке, джазе и прочих смежных акустических стилях, где ценится не мощь, а мягкость. Чтобы самому разобраться, какие палочки и в каких случаях лучше всего подойдут – не теряйте времени зря, экспериментируйте, ищите свой вариант! Кстати, многие барабанщики преднамеренно работают на репетициях с утяжеленными палочками, а на концертах – с более легкими. Этот прием давно известен и, надо сказать, отлично помогает развить необходимую для ударника сноровку и выносливость.
История маркировок палочек
В какой-то момент музыкантам и производителям музыкальных товаров было просто суждено столкнуться с необходимостью маркировки палочек, т.к. многообразие барабанов росло, а вслед за ним, буквально наперегонки, росло и разнообразие барабанных палочек. Было принято решение маркировать палочки с помощью цифровых и буквенных обозначений. Цифры стали обозначать толщину (диаметр) палочки, а буквы – область применения. Вопрос с маркировкой, стоит признать, был решен вполне успешно. Хотя в будущим разные бренды и внесли в маркировку некоторую путаницу, общие принципы при этом остались почти неизменными. Итак: чем меньше цифровое обозначение, тем толще палочка (и наоборот). Например, в ряду палочек 7А, 5А, 2В – каждая последующая толще предыдущей. Но могут попадаться и исключения. Например, палочки 2В окажутся тоньше палочек 3S, хотя согласно цифровому обозначению, казалось бы, должна иметь место обратная ситуация. Для пояснения подобной «неразберихи» перейдем к буквенной части маркировки.
Буква «S» означает «Street» (т.е. улица). Объяснение кроется в том, что раньше эти палочки использовались во время уличных демонстраций и маршей. «B» означает «Band» (ансамбль, оркестр) – палочки с таким обозначением применялись на выступлениях духовых и симфонических оркестров. К слову сказать, палочки 2В поныне считаются наиболее подходящими для музыкантов-новичков. Палочки с буквенной маркировкой «А» тоже предполагались для использования в оркестре. По сути, «А» взяло свое начало от слова «Orchestra» (т.е. – оркестровые). Почему же в таком случае «А», а не «О»? Да просто знаменитому музыкальному деятелю У.Людвигу показалось, что «А» смотрится привлекательнее. Обычно такие палочки уступают в толщине модели «В», их с удовольствием используют как джазмены, так и рок-исполнители. Буква «N» означает «Nylon» (нейлон), это самое новое обозначение, говорящее о наличии нейлонового наконечника. В наши дни буквенная часть маркировки порой имеет весьма относительный смысл. Некоторые производители даже классифицируют палочки по своему порядку, игнорируя устоявшуюся систему.
Палочки с деревянными головками (дуб, клен, светлый орех) традиционно дарят нам мягкий, теплый звук. С нейлоновыми – более отчетливое звучание. Нейлоновые палочки прочнее и надежнее.
Нередко вместо палочек барабанщик использует щетки. Они дают несколько иной звук, хорошо подходящий для лирических композиций в акустике. Спектр форм и материала изготовления у щеток весьма разнообразен: в телескопическом исполнении, с наконечниками в виде колец или шариков, с деревянными, резиновыми и металлическими рукоятями.
Продолжают завоевывать популярность прутковые палочки. Они представляют собой набор соединенных прутьев разного диаметра. Звучание прутковых палочек можно охарактеризовать как нечто среднее между классическими палочками и щетками.